В современном мире единоборств, посвященному тайскому боксу, кикбоксингу постоянно происходят интереснейшие события, в которых принимают участие сильнейшие представители это вида. Нередко, кроме имени тайбоксера и его титулов мы ничего практически о нем не знаем. Дабы исправить создавшееся положение, предлагаем вашему вниманию истории жизни известного белоруского тайбоксера, обладателя многочисленных наград и титулов в области любительского и профессионального тайского бокса, предоставленное источником big8.tv. (Фото:belarusfight.com).
Детство: школьные драки и черный пояс по тхэквондо.
Андрей Кулебин родился в Германии в семье военного. Когда ему было всего полтора года, семья переехала в Минск, в поселок Гатово. В первом классе Андрея отдали в секцию тхэквондо, олимпийской версией которого Кулебин и занимался до прихода в муай тай. В тхэквондо Андрей получил черный пояс, но свои бойцовские навыки оттачивал не только на тренировках и соревнованиях. Как признается сам спортсмен, в детстве ему часто приходилось доказывать свою правоту в драках – он учился в деревне Новый двор, а местные ребята привыкли решать многое силой:
«Раньше обычным делом после уроков было выяснить отношения, если кто-то был не прав. И даже учителя не обращали на это особенного внимания. Мы приходили в школу с синяками, а когда кто-то спрашивал, что случилось, говорили: «упал». А что сегодня? Один удар — и сразу побежал маме рассказывать».
В тайский бокс Андрей перешел в 14 лет, по собственному желанию.
«В какой-то момент я потерял интерес к тхэквондо, мне хотелось чего-то более мужского, открытого, агрессивного. Муай Тай подходил для этого идеально».
«Это сейчас легко найти в интернете любой адрес, а тогда ничего этого не было. Приходилось искать по старым секциям бокса, по каким-то залам, чуть ли не у прохожих спрашивать, где находится клуб. В общем, адрес «Кик Файтера» мама узнала только в министерстве спорта. Тогда клуб находился на Волгоградской, мы уже на следующий день попали туда. Мне понравилось все с первого дня, я очень загорелся, на тренировки ездил каждый день. Все получилось даже красивее, чем я себе рисовал накануне».
Андрей должен был заниматься в платной группе новичков, но из Гатово было неудобно добираться, и время занятий обычных групп ему не подходило, так что он мог попадать только на тренировки сборной. Так Андрей сразу попал к Евгению Добротворскому.
«Когда я впервые пришел, я предложил тренеру, чтобы он на меня посмотрел – могу ли я тренироваться со сборной. Вещи были с собой, и меня сразу позвали в зал. Я показал, что имею определенные навыки. Тренеру понравилось, что у меня есть задатки, и поэтому меня напрямую взяли в сборную клуба. Можно сказать, мне отчасти повезло».
«Мне большой старт дало то, что я сразу попал к лучшим в клубе. Там тренировались на тот момент Алексей Пекарчик, Дмитрий Шакута, Василий Шиш. Было на кого смотреть, на кого равняться».
Карьера: почему профессиональные бои круче любительских.
Первый профессиональный бой Андрей Кулебин провел, когда ему было 14 лет. В клубе устраивали встречи для спортсменов сборной и решили провести несколько детских боев. Свой первый бой Кулебин проиграл.
14 лет – по сегодняшним меркам, ранний срок для начала выступлений по профессионалам, но Андрей только рад, что начал пробовать профессиональные бои так рано, и считает, что это помогло ему в дальнейшей карьере.
«В Таиланде с раннего возраста начинают проводить такие бои, это растит бойца, подготавливает его тело и дух, потому что там минимум экипировки, и в таком возрасте переступать через боль, кровь – это дорогого стоит. Профессиональные бои гораздо интереснее любительских. В них больше азарта, приближенности к тем реалиям, которые я искал в этом виде спорта — жесткости, открытости».
На международном уровне Андрей начал выступать уже в 15 лет. Первые бои он провел в Калининграде с местными спортсменами.
«На протяжении всей моей карьеры для меня было не важно, кто передо мной. Ты выходишь, настраиваешься на бой. Не важно, что за соперник, под каким он флагом, какую страну представляет. В ринге этого не видно».
А в 2001 году Андрей Кулебин поехал на свой первый чемпионат мира.
«Я в категории до 48 килограммов выступал. Там пару встреч провел, выиграл. Я не особенно люблю вспоминать первые бои, потому что это были для меня скорее просто тренировки, это был рост, совершенствование. Многое тогда не получалось, поэтому некоторые из боев сегодня смешно смотреть».
Раньше Андрей успел совмещать собственные тренировки с работой в клубе «Кик файтер» – готовил детские и взрослые группы. Работал он порядка шести лет. Причем, особенно ему нравилось тренировать детей.
«Чувствуешь, что для этих будущих личностей ты делаешь что-то полезное. Со взрослыми немного по-другому. А с детьми очень нравилось работать – как из пластилина лепил. Я старался воспитывать в них стойкость – чтобы парень умел не сдаваться, перешагивать через себя. То есть когда он бьется, у него слезы льются, а он все равно бьется. Я воспитывал именно характер, потому что когда человек почувствует, что он может быть сильнее, может идти дальше, даже если ему кажется, что сил уже нет. Когда это есть, можно сказать, что человек сможет пойти дальше».
Сегодня сочетать эти два вида деятельности очень сложно – сказывается плотный график соревнований и более высокие требования к собственной подготовке.
«С течением времени уже вышел на более высокий уровень, поэтому подготовка изменилась. Она увеличилась во временном интервале и в оснащении, добавилось много тренировочных компонентов. Так что самому тренироваться и еще других тренировать очень тяжело, мало времени на восстановление».
Достижения: «Выделить из всех побед какой-то самый приятный и лучший момент нельзя».
На счету Андрея Кулебина более 150 выигранных профессиональных боев, а счет чемпионских титулов перевалил за 20. Среди своих побед Андрей не стремится выделять какие-то наиболее важные или приятные. Но из самых запоминающихся называет победу на чемпионате мира в Таиланде в 2003 году и первую «восьмерку» по профессионалам.
«Выделить из всех побед какой-то самый приятный и лучший момент нельзя, когда побеждаешь, сразу кажется, что это самая приятная и лучшая победа. После нее приезжаешь домой, отдыхаешь, потом начинаешь готовиться к новым соревнованиям, ставишь новую цель, и уже она для тебя самая-самая. Из запоминающихся побед вспомню 2003 год, чемпионат мира в Таиланде. За два года до этого я уже был в Таиланде третьим, и вот поэтому в 2003 я очень хотел победить. Я очень серьезно готовился, грезил этим, бросил БНТУ из-за подготовки, потому что нужно было выбирать либо спорт, либо учеба. Получается, я оставил учебу во имя спорта. И победил. Приятно было, цель была достигнута. В этот момент я понял, что любой цели можно достигнуть, главное к ней идти и не сдаваться. В профессиональных боях тоже многие победы были важны: восьмерка в Гонконге в 2005 году. Первая же восьмерка – первая победа, эмоции тогда зашкаливали. Потом таких побед масса была, как, впрочем, и промахов, которые многому учили».
В 2005 году в Таиланде Андрей Кулебин проводил профессиональный бой со словаком Рудольфом Дурице. Андрей уступил сопернику. Потом он не один раз называл этот бой одним из сложнейших и важных в его карьере.
«Это был мой первый бой в Таиланде по профессионалам. 5 раундов по 3 минуты. Я был шокирован организацией, разными тонкостями, очень много было трудностей. Мы оделись, экипированные в халаты, намазанные вазелином. Нас вывели, а потом останавливают и говорят: подождите, сейчас телевидение приедет. Пришлось ждать. На это еще накладывались жара, духота, тяжелый тайский климат. Тогда у меня были первые рассечения, сразу два в одном бое. Кровь заливает все — но ты бьешься. Тогда я фактически познакомился с реальным тайбоксом. Бой я проиграл, но до конца достоял. Тогда я понял, что, чтобы забраться на вершину в этом виде спорта, нужно очень много трудиться».
О страхе
Страх бывает разный. Бывает страх проигрыша, когда нельзя и не хочется проигрывать. Или страх «отгрести» от своего сильного оппонента. Бывает, ты просто понимаешь, что сегодня не готов, и это создает определенное волнение. Мы же люди, и чего-то опасаться – это нормально. Просто нужно уметь правильно управлять этими эмоциями. Сегодня у меня это проходит легче, бывает легкий мандраж, потому что мы не в шашки играем все-таки. Но это не страх, а скорее какое-то волнительное состояние. Научить бойца бороться со страхом и волнением тяжело, потому что каждый человек индивидуален. Кому-то нужно просто сесть и успокоиться, с кем-то – просто поговорить, а кому-то – дать пару оплеух. Я наблюдал такой случай: тренер перед боем разминает парня, а тот волнуется. Тренер ему дал пару пощечин: ты же чемпион, ты же столько боев провел! И тот успокоился: говорит, да-да, я хорошо себя чувствую, я готов. В общем, каждый спортсмен должен научиться чувствовать себя изнутри, понимать, что для него хорошо в определенный момент».
О предвзятом судействе
«Со мной, например, такой случай произошел на последнем чемпионате Европы, где спортсмены имели возможность завоевать лицензии на Всемирные игры боевых искусств. Это фактически Олимпийские игры среди единоборств. Я эту лицензию имел после победы на чемпионате мира. И тут я приезжаю на чемпионат Европы и начинаю не давать кому-то что-то заработать. Конечно, судьи решили вмешаться. Есть еще такой момент как домашнее судейство, когда ты приехал на бой к сопернику домой. Конечно, чтобы местные судьи или представители близлежащих стран отдали тебе победу, нужно выигрывать явно. А еще в нашем виде спорта можно выиграть досрочно, и тогда уже никакой судья ничего не сделает. Это сложно сделать, и не всегда это выходит, но такая возможность есть».
О характере в ринге
«Моя девушка говорит, что я тяжелый человек и у меня трудный характер. Но, возможно, это помогает мне и в спорте. Из-за того, что я неуступчивый. Ринг – это то, чем я занимаюсь с детства и то, что мне очень нравится. Так что там я переключаюсь очень сильно. Как будто какая-то кнопка нажимается, и у меня включается свой мир. Были моменты, когда я при подготовке к боям просматривал видеозаписи и видел себя в ринге, мне казалось, что я уже этого не повторю. В ринге я умею переключиться и выработать максимум резерва».
О мотивации.
«Я не считаю свои титулы, не смотрю на кубки и медали, мне каждый раз хочется побеждать. А когда начинаешь побеждать, хочется показывать красивые бои, совершенствовать технику, тактические действия. И так постоянно. Я голоден до побед, до титулов. Мне кажется, что он у меня всего лишь один».
О тайских традициях
«Любая копия – хуже оригинала. У тайцев своя религия, свое отношение, поэтому я взял от них сильные стороны в тренировочном процессе, некоторые моменты в отношении к бою. Но мое отношение к этому строится относительно моей страны, религии, жизни. Но и ярко-славянские темы – не совсем мое. Я тоже взял оттуда то, что, на мой взгляд, лучше. Я исхожу из того, что для меня создает комфорт и дает силу. Так что я создал для себя тайско-белорусский коктейль.
О имени «Пуля»
«Это имя появилось уже давно – еще в 1999 году на турнире «Беларусь-Европа. Я там бился за титул чемпиона республики в категории то ли до 48 килограммов, то ли до 51. Боев тогда было много, так что были достаточно высокие требования к организации. К освещению, зрителям, и к представлению бойцов. Про спортсменов что-то рассказывали, давали им имя в ринге. Евгений Добротворский придумал мне имя от фамилии. «Куля» с белорусского переводится как «Пуля». А я был маленький, шустрый, быстрый. Причем о том, что я Пуля я узнал, когда уже выходил в ринг.».